logo

Расследования

Дай дорогу: Кто и как чинит сельские дороги? Источник фото: YouTube Gaming

Дай дорогу: Кто и как чинит сельские дороги?

Расследования 04 июля 2018. 08:00 1112

Кто должен контролировать состояние сельских и региональных дорог? И на каком этапе находится их восстановление?

В 2014 году в популярной британской телепередаче об автомобилях TopGear украинские дороги окрестили «путешествием из ада». Причина всему — печальное состояние отечественных трасс, не говоря уже о сельских дорогах. Ведущий Джереми Кларксон, проводивший тогда экспедицию с юга на север страны, отметил, что в Украине дорог нет вообще, только сплошные ямы.

Это и неудивительно, ведь у балованных англичан при государственном транспортном департаменте работает целый комплекс статистических данных по The Road Condition Indicator (RCI), по которому определяют состояние дорог, перегруженность и количество траффика. Все данные находятся в открытом доступе, а годовой отчет со сравнением к 10-летней давности можно найти на правительственном сайте. Исходя из этих данных, государство принимает решение о ремонтных работах. Стоит отметить, что примерно 80% — это дороги класса «B» и «C» — то есть местные и сельские, и мало какие из них находятся в плохом состоянии.

Стыдно и видно

В течение 10 лет строительство, капитальный ремонт и реконструкция дорог в Украине почти не проводились. Наибольший процент дефектов, обнаруженных на ремонтах дорог в 2017 году, был зафиксирован в Донецкой, Луганской и Николаевской областях.

Причин такому состоянию уйма. Начиная от недофинансирования основного дорожного фонда, заканчивая приоритетностью магистралей международного значения над межобластными соединениями. Это учитывая, что стоимость 1 км дороги оценивается до 3 млн грн. Денег хватало пока в основном на косметические и ямковые ремонты. Хотя ямковые ремонты считаются временной экстренней мерой для проезда машин на аварийном участке дороги.

Кстати, деньги тут тоже важный фактор — мало просто выделить средства, нужно проследить их эффективное использование. На деле многие подрядчики экономили на стройматериалах, в результате получили халтурные дороги, которые не выдерживали даже гарантийные пару лет. Все погрешности приходилось «латать» за государственный счет.

Кроме того, на дорогах сказалась и география военных действий на востоке, и перегруженность автомагистралей грузовым транспортом, за которую особо не штрафовали.

Так кто чинит дороги?

С 2018 года «Укравтодор» ответственный за ремонт и содержание дорог только государственного значения — 46,9 тыс. км. Средства для ремонта дорог местного значения — 123 тыс. км — передаются в областные государственные администрации.

Проще говоря, ремонтом сельских дорог должны заниматься облгосадминистрации, которые и перенаправляют средства внутри области. Далее выбирают подрядчика через систему тендерных закупок ProZorro. Все действия подрядчика контролируют местные органы.

Кто за это все платит?

По финансовому ресурсу есть два основных источника подачи денег на дороги — это Государственный дорожный фонд и областной бюджет. Дорожному фонду поступает 50% поступлений от акцизов на топливо, специальных пошлин и штрафов за такие нарушения, как превышение лимита веса. Еще одним источником средств для ремонта дорог является так называемый «таможенный эксперимент», когда половина сверхплановых поступлений от работы таможни идет на дорожные потребности.

«Источниками финансирования ремонтных работ, строительства и реконструкции местных дорог и улиц коммунальной собственности в населенных пунктах могут быть средства местных бюджетов и субвенции из госбюджета на местные бюджеты», — пояснили нам в «Укравтодоре».

В этом году на ремонт и строительство дорог будет направлено около 32 млрд грн из Государственного дорожного фонда. Из этой суммы на ремонт дорог местного значения уйдет 11,5 млрд грн. При этом некоторые области получат больше, некоторые — меньше, в зависимости от общего состояния дорожного покрытия.

Что уже сделано?

И действительно, если посмотреть отчеты деятельности областных администраций, ремонты дорог проводятся, причем как межобластного значения, так и сельских соединений.

Кстати, ввели и новые стандарты качества дорог. Для среднего и промежуточного ремонта — гарантия до 5 лет, для капитального — до 10 лет. Причем все дороги, сделанные с начала 2017 года, — качественные, поскольку теперь все «косяки» подрядчики исправляют за собственный счет.

Начиная с 2016 года, правительство стартовало программу восстановления автодорог. В 2016 году восстановлено 900 км дорог, в 2017-м — уже более 2100 км. Это наибольшая протяженность дорог, которая отремонтирована с 2005 года. Самые высокие показатели по качеству дорог в результате государственных проверок оказались во Львовской, Винницкой и Одесской областях.

Достичь этого удалось по большому счету благодаря закону о децентрализации, который расширил полномочия местных органов власти. Чем больше бюджетных средств будет поступать в казну, тем больше будут мобилизировать на инфраструктурные объекты. Вот, к примеру, 6 областей по самым высоким и низким показателям качества дорог за прошлый год:

Винницкая область

Государственный дорожный фонд — 623 млн грн

По последним данным в Винницкой области на спецфонд перечислено 29,5 млн грн на ремонт дорог. Такую сумму удалось получить за счет перевыполнения плана объема ежемесячных показателей поступлений таможенных платежей. А с конца марта госпредприятие «Винницкий облавтодор» сообщило о 22 тыс. м2 починенных участков дорог в области, с начала 2018 года этот показатель составил 97 тыс. м2, из которых местного значения — 1,6 тыс. м2.

Львовская область

Государственный дорожный фонд — 583 млн грн

На территории Львовской области есть более 6500 км автодорог местного значения. В частности, в сельской местности — почти 5700 км. На дороги общего значения предусмотрели 251,9 млн грн из областного бюджета. Также органы местного самоуправления по состоянию на 1 июня предусмотрели из своих бюджетов 25,7 млн грн на дороги общего пользования местного значения.

Одесская область

Государственный дорожный фонд — 470 млн грн

Служба автомобильных дорог в Одесской области передала на баланс Одесской ОГА 5,5 тыс. км дорог местного значения. Из них 1,5 тыс. км — областного значения и 3,9 тыс. км — районного. На балансе службы осталось 2,8 тыс. км автодорог. Среди них:791,5 км — дороги международного значения; 96,9 км — национального; 607,3 — регионального и 1,2 тыс. местного значения.

В этом году уже открыли 44 км дороги Спасское-Вилково и заканчивают ремонт 139 км трассы Одесса-Рени. Всего до конца 2017 года должны привести в порядок 347 км автодорог. Сейчас на ремонт всех дорог в Одесской области нужно 36 млрд грн.

Николаевская область

Государственный дорожный фонд — 657 млн грн

В этом году будет восстановлено около 4000 км дорог. Основные суммы предусмотрены для капитального ремонта Александровка-Кропивницкий-Николаев общей протяженностью 11,8 км, поточных ремонтов Днепр-Николаев (через г. Кривой Рог) общей протяженностью 30,6 км, Николаев-Парутино-Очаков-база отдыха «Черноморка» общей протяженностью 15,6 км.

Выделенные из областного бюджета средства размером 147,9 млн грн будут направлены на дострой дороги Калиновка-Снигиревка, начатой в 2017 году, и ремонт дорог местного значения.

Донецкая область

Государственный дорожный фонд — 557 млн грн

Ситуация в области в плане дорог, где ведутся военные действия, крайне непростая. Всего на балансе области есть 1865 км дорог государственного значения, из которых на подконтрольной территории — 1146. Нуждаются в ремонте почти 480 км, это ориентировочно стоит около 6-7 млрд грн. В этом году выделено 1,3 млрд грн на восстановление дорожного покрытия. Некоторые работы уже стартовали, в частности, в планах департамента развития базовых отраслей промышленности замкнуть маршрут на Луганск, будут завершены работы на участке дороги Торское-Кременная, выход на Северодонецк и отремонтирована дорога Лиман-Заречное.

Луганская область

Государственный дорожный фонд — 352,6 млн грн

На баланс структурного подразделения передано 146 областных автодорог протяженностью 1731,9 км и 470 районных автодорог протяженностью 2216,1 км.

В частности, на текущий мелкий ремонт и эксплуатационное содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения предусмотрено выделить 140 млн грн, на текущий средний ремонт — 140 млн грн, которые будут направлены на восстановление четырех участков общей протяженностью 23,5 км. Кроме того, на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения предусмотрено выделить 71,7 млн грн на восстановление трех мостов и одного участка автомобильной дороги протяженностью 5,5 км.

Из первых уст

Валентин Резниченко, глава Днепропетровской ОГА:

«Децентрализация дала толчок для качественных изменений украинских автодорог. Четкое распределение ответственности за дороги между центральными органами и властями на местах позволяет обеспечить адресное направление средств. В этом году впервые в истории балансодержателем дорог общего пользования местного значения стали облгосадминистрации. В частности, на баланс Днепропетровской ОГА перешли более 6 тыс. км «укравтодоровских» дорог. Теперь отвечаем за их ремонт, обслуживание и содержание. Финансирование — за счет средств Государственного дорожного фонда».


Иван Кавчак, первый заместитель председателя Верхнянской ОТГ, Ивано-Франковская область:

«Каждая яма — это бельмо на глазу. Население где-то видит, что изменения есть, но один вопрос звучит на всех уровнях: почему не делают центральные дороги? В прошлом году мы даже выделили 1,4 млн грн. Должны были делать дорогу и в Зборе, и в Станьковой, и в Неговцах. Инфраструктурная субвенция нам пришла как капитальный трансфер, а Служба автомобильных дорог не проводит капитальный ремонт дорог, а только текущий. Поэтому эту субвенцию мы не можем направить на капремонт».


Михаил Федоров, председатель Росохацкого сельского совета, Ивано-Франковская область:

«Ранее предполагалось, что все дороги, где есть транспортное сообщение, относятся и обслуживаются «Укравтодором» и его областными отделениями. На данный момент, с 1 января 2018 года, есть изменения, на ремонт дорог можно частично использовать средства общины. Конечно, между селами мы финансово не в состоянии положить дороги, но есть надежда, что хотя бы в селе сможем теперь за местные средства сделать дороги. А межсельские и межрайонные дороги пусть уже государство ремонтирует».


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги