logo

Личный взгляд

Загадочный чесночный бизнес: производитель развенчивает популярные мифы

Загадочный чесночный бизнес: производитель развенчивает популярные мифы

Личный взгляд 11 августа 2017. 07:27 5944

Чесночная тема в последнее время очень популярна среди аграриев и ее актуальность стремительно растет. Витрины супермаркетов будоражат воображение фермеров ценниками по 120 грн за килограмм; количество семинаров и конференций на чесночную тему бьет рекорды; чесночные кластеры, кооперации, ассоциации растут как на дрожжах, предлагая купить у них семена, вырастить уникальный украинский чеснок и продать на экспорт.

Но все ли так идеально на самом деле? И если так, то почему же Украина до сих пор не в центре чесночного бизнеса или хотя бы не в десятке мировых производителей? Пора разобраться в этом и прояснить что из популярных чесночных «тем» миф, а что реальность в этом загадочном бизнесе. AgroPortal.ua помогла в этом директор чесночной компании «АгроПатриот» Наталья Сударкина.


Миф №1. Чеснок — это уникальная сверхприбыльная культура, с рентабельностью 500% и выше. Об этом часто говорят на различных семинарах под лозунгом «миллион с гектара», пишут статьи, проводят тренинги. Даже на самый простой запрос, поисковик в интернете выдает немало информации, о том, что рентабельность на чесноке может достигать 500%, а то 1000%.

Реальность. Закон «перелива капитала» никто не отменял. В условиях свободной конкуренции перелив капиталов из отрасли в отрасль — это непрерывный процесс. Бизнес постоянно находится в поисках наиболее высокой нормы прибыли. В итоге, через некоторый период норма прибыли во всех отраслях производства уравнивается в среднюю норму прибыли. Это объясняет 3-х летний цикл рентабельности выращивания овощей в нашей стране, да и в мире в целом.

Другими словами, допустим цена на лук/морковь/буряк высокая — появляется много желающих влить свой капитал в этот бизнес и на следующий год возникает перепроизводство, цена падает, ниша становится не интересной и капитал перетекает в другую нишу. И от обратного — вырастили мало — цена пошла вверх.

Процентное соотношение прибыли к валовому доходу — рентабельность — выращивания чеснока составляет 30-40%. При этом средняя рентабельность по овощам колеблется от 25 до 50%, что не делает чеснок уникальной сверхприбыльной культурой. Исключения составляют года, когда спрос превышает предложение — как и на других овощных культурах это происходит раз в 3-4 года.


Миф №2. Урожайность чеснока 20-40 тонн. По показателям урожайности чеснока давно ходят мифы и легенды. Это утверждение как бы должно подтверждать предыдущее.

Реальность. По Украине средняя урожайность чеснока в промышленных масштабах (от 1 га) с использованием капельного орошения составляет 8-12 тонн, без полива — 5-8 тонн. А урожайность в 20 т и выше можно получить, вырастив 20 головок чеснока на приусадебном участке, и затем пересчитать на гектарные нормы. В Испании, Италии, Франции хорошая урожайность считается на уровне 12-14 тонн/га просушенного товарного чеснока.


Миф №3. Все что вырастим — продадим на экспорт. Экспорт чеснока — это излюбленная тема чесночных ассоциаций и кластеров. Этим термином легко манипулировать сознанием начинающих чесночников. Как следствие возникает слишком много ничем не подкрепленных ожиданий и надежд на экспортные поставки. Но ожидания фермеров с треском разбиваются о реалии мирового бизнеса.

Реальность. Чеснок с поля — это сырье, которое не имеет высокой цены на мировом рынке. Чтобы стать товаром, чеснок должен пройти длинную цепочку подготовки:

1) калибровка;

2) сортировка;

3) ручная поштучная доочистка;

4) упаковка;

5) холодильное хранение;

6) логистика.

До конца доходит не более 30-40% продукции с поля.

При этом хозяйство должно быть сертифицировано согласно принципам GlobalGAP (80% покупателей из Европы не будут продолжать разговор о поставках, если у вас нет этого сертификата), должно быть готово к отсрочке платежа в 60 дней, иметь возможность отгружать товар одного качества на протяжении всего года, иметь хорошую репутацию и выполнять множество других условий. Чтобы рассчитывать на экспортные поставки, нужна серьезная подготовка, и это не делается за 1-2 года. Важно трезво посмотреть на свой урожай, и ответить на вопрос «Почему на мировом рынке должны выбрать этот товар?». Доводы типа он украинский, или он выкопан лично моими руками — озвучивать можно, но они не помогут.

К сожалению, наши бизнесмены отказываются признавать мировую конъюнктуру рынка, считая свои товары не просто конкурентоспособными, но и самыми дешевыми. Но как показывает практика, цена на внешнем рынке не намного отличается от цены внутри страны, при этом требования в качеству товара несравнимы с требованиями местного рынка. Экспорт — это не панацея от всех болезней, это один из рычагов управления бизнесом, дополнительный канал сбыта своей продукции.

На данном этапе развития мы продаем чеснок на экспорт, но не для того чтобы получить сверхприбыли уже сегодня. Для нас это этап реализации долгосрочной стратегии, необходимо заявить о себе, наладить устойчивые отношения с покупателями, наработать положительную репутацию. Кроме того, это стимулирует предприятие развиваться, помогает приблизить свой формат организации бизнеса к европейским стандартам.


Миф №4. Чеснок отпугивает вампиров.

Реальность. Это, пожалуй, единственный миф, в который можно верить. В худшем случаи он не принесет вреда чесночному бизнесу, а в лучшем — может стать интересным маркетинговым проектом для продажи чеснока.


Тем не менее, чесночный бизнес — это перспективное для Украины направление, у нас есть все ресурсы для развития этой отрасли, мы можем производить качественный продукт по конкурентной цене. Не хватает профессионализма и стратегического подхода к бизнесу. Очень часто аграрии верят в мифы и отказываются реально оценивать ситуацию и возможности или же наоборот — не могут выйти за рамки своего восприятия и бояться начинать что-то новое. На самом деле в чесночном бизнесе такие же правила, как и в любом другом — нужен здравий смысл и грамотный подход — тогда все получится.


Для справки: компания «АгроПатриот» занимается выращиванием чеснока более 10 лет, обеспечивая полный цикл производства – от выращивания семян до переработки второго сорта чеснока. Сейчас компания запускает первый в Украине специализированный склад для долгосрочного хранения чеснока и цех переработки на 1000 тонн.


 Наталья Сударкина, директор чесночной компании «АгроПатриот»

Новости

Показать все

Блоги