logo

Личный взгляд

С фермы на стол через смартфон Источник фото: PaySpace Magazine

С фермы на стол через смартфон

Личный взгляд 30 ноября 2018. 07:00 1187

Представим себе женщину по имени Мария. Сегодня вечером на ужин Мария хочет приготовить салат. Она стоит перед длинным прилавком в продуктовом магазине, размышляя над выбором.

Вот роскошный свежий салат айсберг, вот салат латук, оба упакованные в полиэтиленовые пакеты на раскладке с разнообразной зеленью. Она изучает один за другим и, наконец, берет в руки телефон. Она сканирует QR-код на этикетке, с удовлетворительным кивком бросает латук в корзину и направляется к стеллажу с клубникой.

Мария — часть растущего сообщества потребителей, которые хотят отслеживать происхождение еды, которой они кормят свои семьи, вплоть до поля, на котором эта еда выращена. Mintel, глобальная компания по исследованию рынка, назвала «прослеживаемость» продуктов питания (т.е. способность увидеть, откуда они происходят, из чего сделаны и кем) одной из пяти самых важных тенденций в сфере продуктов и напитков в 2018 году. По словам представителей Mintel, эта тенденция подпитывается «широко распространенным недоверием» к тому, как производится наша пища, «потребностью в подтверждении безопасности и надежности» продуктов с более широким применением природных, этических и экологических требований к упаковке.

Другие потребительские исследования указывают на то, что более половины потребительских покупок обусловлены заботой о здоровье, безопасностью, социальными последствиями и опытом — все то, что требует прозрачности и отслеживаемости.

На конференции «Глобальные продовольственные системы», организованой изданием Financial Times, которая состоялась 20 ноября 2018 г. в Лондоне, руководитель по глобальным инициативам и устойчивому развитию Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственного подразделения DowDuPont Джерри Флинт подчеркнул: «Сегодня потребители стремятся все больше знать про сельское хозяйство. Они мотивируют внедрять практику производства более экологичной и здоровой пищи, оказывая прямое влияние на фермеров и систему питания в целом. Потребители хотят видеть на своих столах надежную и питательную еду, произведенную устойчивым образом. Прозрачность и способность отслеживать сырьевые ингредиенты уже не прихоть или дань моде, а необходимость современного общества».  

Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont
Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont

Умные этикетки

Все эти изменения ожиданий потребителей можно увидеть наиболее ярко в так называемом движении «locavore» (потребитель, предпочитающий покупать местные продукты). Благодаря значительно сокращенной цепочке поставок, потребитель, например, из США или Западной Европы предпочитает покупать картофель на фермерском рынке своего района или городка, потому что знает, куда можно обратиться в случае проблемы. Потребитель, в том числе и украинский, чувствует себя более уверенно, совершая такую покупку, по многим причинам: местная еда воспринимается как более безопасная, более экологичная, более поддерживаемая сообществом — ей больше доверяют. В то же время, «местный» является неопределенным термином — он может означать как сорок, так и четыреста километров — но воспринимается потребителями как более качественный, свежий и более «родной».

Однако вряд ли большинство потребителей будут покупать абсолютно всю свою еду у местных производителей. Некоторые украинцы не откажутся от зеленого овощного салата с помидорами или огурцами зимой. Но цепи поставок этих продуктов могут растягиваться на тысячи километров, иногда до года, а то и больше. В других странах (например, в США) такие растущие проблемы, как пять смертей, случившихся этим летом, вызванные зараженным бактериями E.coli салатом-латуком, усиливают опасения потребителей относительно пищевых продуктов, которые они покупают.

Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont
Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont

Существующие в настоящее время методы прослеживания, утвержденные нормами некоторых стран, требуют, чтобы каждый шаг в цепочке поставок создавал свой собственный учет/контроль, и каждый заинтересованный участник производственной отрасли должен также отслеживать и хранить данные этой цепи по принципу «шаг вперед, шаг назад». Этот простейший цикл требует от фермера места для системы, которая позволяет производителю отслеживать продукт с поля (один шаг назад) к покупателю (один шаг вперед). Несмотря на то, что система должна отслеживать источник заражения гораздо легче, она по-прежнему невероятно громоздкая и требует много времени на установку и обработку, и зачастую в сложной глобальной сети питания она далеко не линейная. Однако упрощенная прослеживаемость может значительно снизить потребность в старомодной детективной работе, например, физической обработке поля или проверке супермаркетов.

Достаточно сложно создать подобную систему для отечественной продукции. Но ситуация обстоит еще более сложно с пищевой продукцией глобального производства; нормативные документы, касающиеся ведения учета аллергенов, пестицидов и т. д., значительно различаются в разных странах, точно так же, как и их исполнение. Сценарий «идеального мира» требует уровня согласованности и сотрудничества, охватывающий каждый этап продовольственной системы и не имеющий политических границ.

Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont
Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont

Мы верим в еду

Как далеко мы находимся от этого видения прослеживаемости? Современная и развивающаяся технология может сделать возможным отслеживание продукции на уровне детализации и точности далеко за пределами того, на что мы способны сегодня.

Робототехника, мобильные приложения и Интернет вещей (IoT) в конечном итоге позволят нам собирать и связывать данные по всей цепи поставок. Вся еда, которую мы покупаем, будет иметь прозрачный набор взаимосвязанных контрольно-пропускных пунктов, когда потребитель может получить полную картинку о производстве и поставке. В идеале, каждой индивидуальной единице собранной продукции будут присвоены прослеживаемые данные, указывающие фермерское хозяйство и местоположение, множество цифр, показывающих конкретную местность, где она была выращена, дату сбора урожая, данные о рабочих, которые его собрали, дату и место, где продукция была упакована, данные об упаковщиках, кому продали, как и кем перевозили, температуру и влажность, при которых перевозили, как и через кого распространяли продукцию. Был ли этот конкретный кочан капусты отправлен прямо в супермаркет или в перерабатывающий цех, где с ним соприкасалось больше людей?

Возникает вопрос: кому мы доверим все эти данные? Фактически, распределенная система учета, используемая в создании биткойна, называемая блокчейном, может быть ответом.

Такие компании, как Dole, Driscoll, Nestle и Wal-Mart, делают ставку на фермеров, вернее на то, что потребность потребителей в подтверждении через прослеживаемость будет способствовать принятию решений о покупке. Эти гиганты индустрии, наряду с другими, объединили свои усилия для создания цепочки отслеживания еды и назвали ее Food Trust (Доверие еде). Блокчейн, построенная на IBM, мониторит транзакции и ведет записи для создания одной последовательной истории. Подумайте об этом, как, например, FedEx отслеживает посылку — за самим отправлением следуют согласованные, точные данные.

Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont
Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont

Ряд сельскохозяйственных компаний работают над привлечением различных партнеров в пищевой и сельскохозяйственной промышленности, чтобы лучше использовать блокчейн для выгоды своих клиентов. Эта технология обеспечивает метку в точке создания еды и следует за ней до конечной точки продажи. К тому времени, как потребитель забирает товар в продуктовом магазине, у него есть детальная история — с фермы до стола.

Такие потребители, как наша воображаемая Мария, привыкли получать свежие фрукты и овощи круглый год. Новые технологии прослеживания вскоре дадут потребителям по всему миру обновленную уверенность, что они покупают то, что хотят и когда захотят. Это принесет пользу не только таким покупателям, как Мария. Это повысит конкурентоспособность и ценность производимых культур, не говоря уже о том, что это даст толчок и другим игрокам в пищевой цепи, заинтересованным в безопасности продуктов, которые они производят и распространяют.

«Всем нам, участникам продовольственной цепочки, необходимо более тесно сотрудничать с потребителями, чтобы лучше понять их потребности и ожидания, а также лучше информировать их о новаторских достижениях, которые мы видим в сельском хозяйстве, и о том, что они означают для питания их семей, — говорил Джерри Флинт из Corteva Agriscience™ на конференции в Лондоне. — И сельхозпроизводители играют ключевую роль в этом начинании. Ведь, в конце концов, и фермеры, и потребители хотят одного и того же — чтобы свежие и питательные продукты питания были произведены устойчивым способом и не наносили вред земле, в которой произрастают».


AgroPortal.ua по материалам Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственного подразделения DowDuPont


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги