logo

Интервью

Пошаговый рецепт превращения села в туристическую Мекку Источник фото: «Туристические кластеры 300+»

Пошаговый рецепт превращения села в туристическую Мекку

Интервью 26 сентября 2018. 06:50 4403

В Украине постепенно возрождается отрасль зеленого туризма. Для того чтобы объединить усилия бизнеса, власти и местных общин в единую экосистему, был создан проект «Туристические кластеры 300+».

Его цель — вывести украинский туризм на международный уровень качества, а также развивать сельские территории и привлекать инвестиции. О том, что уже сделано и что еще планируется сделать в рамках данной инициативы, AgroPortal.ua поговорил с инициатором проекта Юлией Алексеевой. 

Расскажите о том, как пришла идея создать проект «Туристические кластеры 300+»? 

Юлия Алексеева: Все началось в 2005 году, когда я защитила диссертацию по государственному регулированию туризма в Украине на примере опыта Франции. Меня вдохновил их подход, где туризм развивался на уровне коммун или объединения нескольких административных территорий. В каждой такой туристической дестинации создана своя инфраструктура, места отдыха, отреставрированы достопримечательности и т.п. С подобным проектом я пришла в тогда работающую Государственную туристическую администрацию Украины. Идея не вызвала отклика. После этого я ушла в собственный туристический бизнес, реализовываться как дипломированный менеджер туризма. Отправляя тысячи украинцев за рубеж, я думала о том, что эти миллионы долларов могут быть потрачены на наших родных курортах и туристических маршрутах, и эта мысль на протяжении многих лет не давала мне покоя.

Почему тогда идея туристических кластеров не прошла, и когда правительство начало смотреть в эту сторону?

Юлия Алексеева: Период Майдана стал болезненным для туриндустрии. Туристическую отрасль забрали у Мининфраструктуры, а при Минэкономики не планировали создавать новый орган, была идея просто распорошить ее функции по разным отделам. Представьте отдел, который занимается и легкой промышленностью, и туризмом и еще много чем.

В начале 2015 года группа активистов из бизнеса, науки, общественных организаций, в том числе и я, создали по инициативе Реанимационного Пакета Реформ Экспертный совет по туризму при Комитете Верховной Рады по вопросам молодежной политики, спорта и туризма. Создали также Координационный совет при вице-премьере по гуманитарным вопросам. Мы отстояли туристический сбор, но не добились того, чтобы он был целевым, т.е. возвращался именно на поддержку туризма, а не на другие потребности.

Главная проблема состояла в том, что на рынке не было согласованности между всеми активными участниками. Одни хотели заниматься туроператорами выездного туризма, другие — привлечением иностранных туристов, третьи — развивать внутренний туризм. На моменте стратегии мы остановились, поскольку не было единого авторитетного лидера. 

В чем состоит основная идея вашего проекта? На что делаете упор?

Юлия Алексеева: Туризм нельзя рассматривать в отрыве от экономики каждого региона. Это не отдельная индустрия, но скорее катализатор и способ развития. Наша модель предполагает использование мирового опыта. Наша идея — развивать экономику регионов через туризм. Согласитесь, что это больше, чем просто путешествия и рекреация. Вокруг этой идеи и инструмента могут объединяться все министерства (для них это налоги с быстро образующегося малого и среднего бизнеса), крупный бизнес (для него это новый рынок сбыта), местная власть (конкурентные преимущества региона, налоги, рабочие места, инфраструктура), доноры и западные партнеры (реальные, живые проекты, которые делают Украину более сильной).

Наш проект нацелен на создание туристического продукта мирового уровня, которого пока нет в Украине. Даже Киев, Одесса и Львов тяжело назвать готовыми туробъектами, туристический потенциал они используют не более чем на 5-10%.

Сейчас мы стараемся развивать внутренний туризм, поскольку люди даже не хотят посещать достопримечательности собственных регионов. Задача не всегда в том, чтобы увеличить количество туристов. Иногда качество туристов и их средний чек важнее объемов.

В качестве понятного примера можем взять Египет, где полностью готовая инфраструктура и услуги по разумным ценам. Индустрия развивается при всесторонней поддержке государства. Турист получает полностью готовый, упакованный продукт, ему не надо ни о чем волноваться, все возможности для путешествия по стране есть. Это все системно, на этом зарабатывают фермерские хозяйства и легкая промышленность, транспортные компании, переводчики. Государство собирает налоги, и все счастливы. При этом у них большой рынок внутреннего туризма, есть отели, которые рассчитаны только на местных туристов. 

Как вы можете оценить размер рынка внутреннего туризма в Украине в цифрах? 

Юлия Алексеева: К сожалению, статистика, которая ведется в туризме, совершенно не отображает реальное положение дел. Например, все знают, что в Умань приезжают в сентябре тысячи хасидов, но местный бюджет практически не получает от этого налогов. Что говорить об Умани, если даже пограничная служба и Госстат дают разные цифры о туристах, которые въезжают в страну.

Статистика важна. При общении с потенциальными инвесторами все просят показать цифры. Они могут сделать прогнозы о будущих прибылях на основании этих показателей.

В большинстве стран мира развитие туризма не начиналось с идеальной инфраструктуры. Все начинается с идеи, большой национальной игры, в которой модно, престижно путешествовать по Украине. Я всегда мечтаю, чтобы первые лица страны проводили свои очень важные встречи и заседания в заповедниках, музеях, пещерах, пляжах, парках, и чтобы все телеканалы и другие СМИ транслировали эти мероприятия и в Украине, и за рубежом. 

Так что приоритетнее – активно зазывать иностранцев или активизировать поездки украинцев по «неньке»? 

Юлия Алексеева: Я уверена, что первым этапом должен быть внутренний туризм (это мировой опыт). Активные турпотоки покажут местным жителям, что на туризме можно зарабатывать, мы их будем вовлекать в кластеры, в рамках которых создавать качественный продукт, обкатывать его на соотечественниках, а уже потом массово приглашать иностранцев, и нам будет чем гордиться. Сейчас департамент туризма в МЭРТе направляет существенные средства на то, чтобы представлять нашу страну за рубежом, снимают дорогущие рекламные ролики и т.п.

Хорошо, иностранцы приедут, но куда? Нужен транспорт, указатели на дорогах, безопасность, переводчики. Но нужны еще годы для того, чтобы вкладывать в менталитет гостеприимства. 

Что, кстати, с ментальностью? Сложно ли направить людей для общей работы, создавать кластеры?

Юлия Алексеева: Я очень верю в объединение, и у меня лично не было проектов, где бы не было партнеров. Да, это сложно, но это усиливает, особенно в туризме. У людей сложилось впечатление, что туризм это только для «приезжих», но это не так. Надо сначала сделать так, чтоб самим жителям было комфортно, интересно, тогда и гостей не стыдно пригласить.

За последние годы в стране сформировалась культура тотального недоверия, культура «невозможности успеха». Всегда удивляет, что люди, живущие в одном населенном пункте, работающие в сфере гостеприимства, даже никогда не общались друг с другом. Мы пытаемся исправить эту ситуацию в рамках нашего проекта «Туркластеры 300+».

Уже есть какие-то результаты по первым объединениям? 

Юлия Алексеева: У нас уже есть позитивный опыт Чигирина, а также кластеров в Харьковской и Полтавской областях. Пока это небольшое объединение — 7-10 участников. Они формализованы, есть планы, руководитель, стратегия. От других регионов уже есть более 100 заявок, и они продолжают поступать постоянно.

В Чигирине в 2015 году было 90 тыс. туристов, с каждого выходило в среднем по 3 грн, сейчас — примерно 96 тыс., каждый из которых тратит во время путешествия в среднем по 250 грн. На фоне Турции и Египта, да даже соседней Польши — это мелочи, но для них это колоссальный рост. Они устраивают 2 огромных фестиваля: в мае Vira Fest и Святого Николая в декабре, на которых бывают по 16-18 тыс. гостей. Плюс, они на коммунальные средства купили сцену, и участники кластера используют ее бесплатно.

К ним приезжают звезды мировой величины, и вокруг кластера уже сформировалось объединение мастеров, которые вместе ездят и на другие фестивали. Они экономят на сборе за место за участие, на прилавках, а банки выдают терминалы, чтобы люди могли расплачиваться карточками.

Фестивальное движение в Украине будет увеличиваться, и это возможность всем качественно представлять себя. И теперь кластер стал реинвестировать — строить отели, рестораны — и это, наверное, самый главный показатель. 

Что ожидаете от кластеров?

Юлия Алексеева: Для нас важно создать дестинации, которые будут конкурентными на мировом рынке. И нам нужны смелые и амбициозные проекты, равные по уровню европейским курортам. Искать архитекторов, инвесторов сложно, но чуть проще с нашей помощью. Наша задача — научить их мыслить глобальными категориями.

В дальнейшем, когда получим финансирование, хотим возить кластерных менеджеров за границу, для того чтобы показывать зарубежный опыт. Также хотим создать школу кластерного менеджмента — Destination management school, она во всех туристических странах есть, там учат комплексно думать о развитии территории, ее бренда, управлять и т.п.

Каковы планы по расширению кластеров? Как будете работать с властями?

Юлия Алексеева: На сентябрь запланировано 9 туристических форумов по регионам — Умань, Вышгород, Корсунь-Шевченковский и другие, на которых ищем уже готовых для объединения активистов, обучаем их, рассказываем, параллельно ведем переговоры с властью.

Также хотим, чтобы представители власти центральной и местной принимали участие в наших мероприятиях и кластерах. Общаясь на наших туристических форумах, местная власть начинает понимать свой интерес в развитии туризма, видеть интерес бизнеса, искать точки соприкосновения. Только в качественном партнерстве мы сможем построить эффективную экосистему.

Каковы этапы формирования кластера?

Юлия Алексеева: Мы объединяем активистов из определенного региона, усаживаем за стол переговоров, выявляем лидера, доносим ключевые идеи. Иногда этот процесс проходит в несколько этапов, но результат практически всегда позитивный.

После формализации кластера, создания его управляющих органов, планов развития как организации, мы приступаем к стратегическому процессу.

Он должен быть синхронизирован со стратегией регионального развития, а не быть чем-то отдельным. Все должно быть органично, профессионально, с учетом принципов устойчивого развития, международных критериев для туристических дестинаций и т.д. Процесс непростой, занимает несколько месяцев, но когда мы строим дестинацию областного, национального или международного уровня, то эти усилия стоят того.

Следующий шаг — сформировать бизнес-планы, которые мы будем подавать на финансирование, в том числе на Госфонд регионального развития, донорские организации, внутренних и внешних инвесторов, агрохолдингам на корпоративную и социальную ответственность.

Следующий этап — реализация проектов и обучение кластерных менеджеров, а также формирование межкластерных проектов.

Во сколько селам обойдется формирование кластера?

Юлия Алексеева: Процесс формирования кластера, базовое обучение, координация деятельности кластерных менеджеров сейчас абсолютно бесплатны.

Когда кластер сформирован и готов приступить к созданию стратегии — то здесь возникает несколько вариантов. Если кластер не готов искать финансирование на разработку стратегии, хочет попробовать собственными силами, то мы помогаем сформировать техническое задание к стратегии, высылаем ключевые этапы, критерии. Но, как показывает практика, на этом этапе лучше не экономить. Местная власть, местный и национальный бизнес готовы участвовать в финансировании стратегического процесса, чтобы в него могли привлекаться эксперты по созданию туристических дестинаций лучшие в Украине, и даже мирового уровня. Можно посмотреть на опыт Польши, Грузии. Им помогали немецкие, австрийские, американские эксперты, которые за плечами имеют десятки громких проектов.

Мы помогаем найти экспертов, курируем весь процесс, используем международные индикаторы, на входе с экспертом согласуем его технологию работы, на выходе смотрим и проверяем продукт.

Уже есть примеры, когда часть денег выделялась властью, а часть на создание качественной стратегии просили у бизнеса, и агрохолдингов в том числе. Когда все инвесторы по итогу видят результаты, они понимают, как будут в дальнейшем тут работать и зарабатывать.

По вашему мнению, туризм — это больше женский бизнес?

Юлия Алексеева: Скорее да. Во-первых, женщины по своей сути многозадачны, каковой и является туристическая отрасль. Во-вторых, тут очень много коммуникаций, где к каждому надо найти подход, учитывая характер и амбиции. Вовлечь всех участников в общее дело — это женская история. В-третьих, для туризма нужна нацеленность, терпение и созидание, и из маленького надо вырастить большое. И всех этих качеств в украинских женщинах очень много.

Так же и в нашем проекте ключевые руководители — женщины. Руководитель Федерации Работодателей в сфере туризма Татьяна Тимошенко, я — заместитель, занимаюсь стратегией и развитием проекта «Туркластеры 300+», и Татьяна Воронова — операционный директор проекта. Мужчины также занимаются ключевыми вопросами, курируют регионы, коммуникацию с государственными органами и отдельными проектами.

Работы у вас очень много. Нашли ли вы этот баланс «семья/работа»?

Юлия Алексеева: Наша жизнь — это постоянный поиск золотой средины между «мало» и «много». И каждый раз мы либо довольны собой, либо нет. И это постоянный путь, который меняется каждый день. Я делаю выводы, исправляю ошибки, заново планирую и восстанавливаю баланс. Главное, чтобы общая тенденция была к усилению. У меня 3 детей, и был период, когда в рамках проекта я ездила с ними по селам. Они мне очень «помогали».

Какие книги предпочитаете?

Юлия Алексеева: Читаю как минимум 2 книги в неделю: это и бизнес-книги, исторические, художественная литература. Из последнего прочла «Оливер Твист» Чарльза Диккенса в украинском переводе, это просто шедевр и эстетический восторг от переводчицы В. Черняховской. Читала каждое слово с огромным наслаждением.

Также читала «Гроздья гнева» Стейнбека о временах Великой депрессии в Америке, поскольку этот период очень похож на то, что сейчас происходит в Украине. Кстати, одним из путей вывода США из депрессии был внутренний туризм.

Очень интересная книга Курта Ласвица «На двух планетах», это научная фантастика, но там описаны классные технологии, в том числе социально-политические, которые в скором будущем вполне могут стать нашей реальностью.

Много людей сейчас уже перестали верить в то, что кто-то может создавать что-то во благо. Что с этим делать?

Юлия Алексеева: Будем постепенно переубеждать на примере реальных действий.

Удачи в благих намерениях и спасибо за разговор. 


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги