logo

Интервью

И.о. главы Госгидрографии: Главное — обеспечить безопасное судоходство в Украине Источник фото: Пресс-служба Госгидрографии

И.о. главы Госгидрографии: Главное — обеспечить безопасное судоходство в Украине

Интервью 25 октября 2017. 06:00 1023

Украина позиционирует себя не только как мощное аграрное государство, но и с каждым годом усиливает экспортные возможности, наращивая портовые мощности. Но как создать и наладить эффективную работу речных и морских портов, а также вывести отечественное судоходство на новый качественный уровень? В последнее время государственное учреждение «Госгидрография» активно работает над внедрением европейских норм и директив. Подробней об этом AgroPortal.ua рассказал и.о. главы ГУ «Госгидрография» Дмитрий Падакин.

Расскажите, какова функция Госгидрографии и за что отвечает предприятие в жизнедеятельности государства?

Дмитрий Падакин: Госгидрография проводит единую политику в навигационно–гидрографическом обеспечении судоходства в зоне ответственности Украины. Другими словами, это научно-производственный комплекс, который объединяет все государственные гидрографические предприятия. Навигационно–гидрографическое обеспечение — это целый комплекс мероприятий и услуг, связанных с организацией безопасности судоходства.

Основными задачами учреждения является не только обеспечение береговыми и плавучими средствами — т.е. маяками, створными знаками и буями, но и гидрографические съемки и океанографическое исследования Черного и Азовского морей. Все это делается для того, чтобы создать систему морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания в различных формах и форматах.

Также осуществляется сбор и распространение информации об изменениях навигационных условий и режима плавания на морях. Госгидрография исполняет функции Национального координатора навигационных предупреждений Украины в рамках Всемирной службы навигационных предупреждений. 

Актуальные навигационные карты, а также средства навигационного обеспечения, работающие в заданном режиме, способствуют созданию и увеличению количества рабочих мест в отечественных портах.

Во время работы в учреждении, за что вы отвечали и какие принятые управленческие решения привели к успешным результатам?

Дмитрий Падакин: По моей инициативе, в структуре филиалов ГУ «Госгидрография» созданы ремонтно-восстановительные базы, предназначенные для проведения текущих ремонтов средств навигационного обеспечения. Это позволило создать гибкую систему реагирования на восстановление СНО и, в свою очередь, значительно сэкономить средства.

Кроме того, была разработана и построена серия современных гидрографических судов для выполнения работ по обеспечению безопасности мореходства в зоне ответственности Украины в соответствии с требованиями международных конвенций и органов технического надзора.

Также изготовлены на собственном оборудовании карты «Черное и Азовское моря» (№301), «Порт Ильичевск с подходами» (№3606), «Порт Николаев» (№3615), «Порт Керчь» (№3632) и «Порт Одеса» (№3701).

Мы осуществляли комплекс мероприятий по внедрению Всемирной системы координат WGS-84 вместо советской СК-42, что позволило привести национальные морские навигационные карты к мировым стандартам морской картографии.

Издан «Океанографический атлас Черного и Азовского морей», который за информативностью, наглядностью и удобством использования отвечает мировым стандартам. За создание этого Атласа, а также за разработку и создание национальной коллекции морских навигационных карт 5-ти сотрудникам присуждено Государственную премию Украины в отрасли науки и техники 2011 года.

Госгидрографии делегированы функции представлять Министерство инфраструктуры Украины в международных организациях. В каких и для чего именно?

Дмитрий Падакин: Госгидрография представляет интересы Мининфраструктуры в Международной гидрографической организации (МГО), Международной ассоциации навигационного обеспечения мореплавания и маячных служб (МАМС), и других международных организациях, работающих в сфере навигации, гидрографии, океанографии и морской картографии, а также сотрудничество с гидрографическими службами других стран.

Членство Украины в этих организациях повышает авторитет Украины на международной арене и создает имидж морского государства с развитыми гидрографической и маячной службами. Кроме того, является важным условием обеспечения безопасности мореплавания в территориальных водах на качественном уровне. Мы создаем и поддерживаем в морских водах Украины эффективную сеть средств навигационного оборудования и профессиональную подготовку специалистов.

Сегодня Госгидрография представляет Мининфраструктуры, прежде всего, посредством регулярного участия специалистов учреждения в деятельности целого ряда рабочих органов МГО и МАМС, в частности:

— региональной Гидрографической комиссии по Средиземному и Черному морям (MBSHC) МГО;

— Рабочей группы по безопасности мореплавания в Черном и Азовском морях (BASWG) МГО;

— Комитета по техническим требованиям и управлению средствами навигационного оборудования (ARM) МАМС;

— Комитета по проектированию и рациональному использованию средств навигационного оборудования (ENG) МАМС.

К примеру, в течение 2017 года наши специалисты приняли участие в 1-й сессии Ассамблеи МГО и Подготовительной дипломатической конференции МАМС. Целью мероприятия была разработка «дорожной карты», которая бы трансформировала МАМС в международную межправительственную организацию.

Помимо этого, Госгидрография активно защищает национальные интересы и противодействует российской агрессии в АР Крым в рамках международных мероприятий. Члены делегаций учреждения уполномочены всячески упреждать и блокировать использование международных организаций и институтов для легитимизации аннексии Российской Федерацией АР Крым и принятие в рамках МГО и МАМС решений, которые можно интерпретировать как прямое или косвенное признание какого-либо изменения статуса АР Крым.

Ограничиваются ли международные отношения учреждения участием исключительно в двух упомянутых организациях — МГО и МАМС?

Дмитрий Падакин: Начиная с 2016 года эксперты Госгидрографии присоединились в качестве экспертов к деятельности Рабочей группы по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

Это дало возможность специалистам недавно созданного Днепровского филиала Госгидрографии ознакомиться с тенденциями в отрасли внутреннего водного транспорта в европейском регионе. Кроме того, они получили современные документы ЕЭК ООН, касающиеся безопасности плавания судов на внутренних водных путях, управления, легитимности, финансирования технических процессов развития судоходства на внутренних водных путях Европы.

Помимо этого, Госгидрография в течение многих лет плодотворно сотрудничает со многими гидрографическими службами, прежде всего — в регионе Черного и Средиземного морей, поддерживая обмен навигационно-гидрографической информацией. В числе постоянных партнеров — гидрографические службы Грузии, Турции, Франции.

Какие события, произошедшие в международной деятельности учреждения за последнее время, Вы бы сочли наиболее значимыми?

Дмитрий Падакин: Хочу отметить успешное окончание в 2015 году процесса присоединения Украины к Протоколу поправок к Конвенции о Международной гидрографической организации посредством принятия Закона Украины «О присоединении к Протоколу поправок к Конвенции о Международной гидрографической организации». Все это благодаря кропотливому 10-летнему труду специалистов-международников Госгидрографии при поддержке Департамента международного сотрудничества Мининфраструктуры с привлечением других министерств и ведомств Украины.

Это способствовало упрощению организационной структуры МГО, значительно ускорило процесс принятия решений, а также повысило общую осведомленность о важности и значимости гидрографии. Помимо этого, дальнейшее сотрудничество будет способствовать обеспечению навигационно-гидрографической безопасности мореплавания на уровне самых современных стандартов МГО.

На сегодня приоритетным направлением деятельности учреждения является подготовка к аудиту Международной морской организации (ИМО), запланированному на июнь 2018 года. Наши представители вместе со специалистами прочих «конвенционных» предприятий морской отрасли принимают активное участие в деятельности Рабочей группы.

Нужно отметить, что Госгидрография оказалась чуть ли не единственным учреждением, подчиненным Мининфраструктуры, к работе которого не было замечаний со стороны Первой консультативной миссии ИМО, посетившей Украину в декабре 2015 года.

За какие средства финансируется предприятие?

Дмитрий Падакин: Основной источник финансирования — это поступления маячного сбора, который ввели в 2012 году с законом «Про морские порты Украины». Ставка маячного сбора составляет $0,046 за 1 куб. метр объема судна (с судов заграничного плавания) и $0,0046 за 1 куб. метр объема судна (с судов каботажного плавания).

Необходимо почеркнуть, что Госгидрография не является прибыльной организацией. Наш основной показатель — безубыточность деятельности, а главная миссия — это обеспечение безопасности судоходства. В независимости от того, сколько судов зашло в порт, СНО всегда должны быть покрашены, стоять на своем штатном месте, обеспечивать заданные характеристики. При этом обеспечение безопасности судоходства осуществляется нами беспрерывно.

Как идет работа с приведением норм и директив отечественного судоходства в соответствие с европейскими стандартами? Что уже сделано в этом направлении?

Работы по этому направлению достаточно, в особенности по законодательной части нужно много что поменять. Нами был разработан ряд поправок в приказы Министерства транспорта № 91 и № 498, согласно которым наше законодательство приводится в соответствие с европейскими нормами.

В частности, сигнальные знаки и огни, устанавливаемые для обозначения положения судового хода на водном пути и регулировка движения судов, не соответствуют правилам ЕС. В частности, различие проявляется в форме знаков, цвете буев, характеристиках огней, которые прописаны в Европейских правилах судоходства на внутренних водных путях (ЕПСВВШ) и европейской системой сигнализации «СИГВВШ — Сигнализация на внутренних водных путях». Госгидрография в этом году закупили партии пластиковых буев и светооптических аппаратов с автономным электропитанием на базе солнечных батарей. 

В этом году Госгидрографии были переданы функции по навигационно–гидрографическому обеспечению судоходства на Днепре. Насколько предприятие готово к новым обязательствам?

Дмитрий Падакин: В 2016 году Мининфраструктуры отдали приказ, согласно которому, с февраля этого года обязательства по обеспечению судоходства на морских и внутренних водных путях Украины (ВВП) возлагаются на Госгидрографию.

До этого, как известно, данные функции выполняло ГП «Укрводпуть», которому выделяли бюджетное финансирование. Но эти суммы не могли даже обеспечить выплату нормальной заработной платы, не говоря уже об инвестициях в основные фонды.

Госгидрография же за собственные средства необходимо не только выставлять навигацию на внутренних водных путях, но и возобновлять основные фонды, восстанавливать хозяйство, приводить оплату труда к нормальному уровню. А это более 1800 км водных путей, около 300 работников, более 40 суден.

Поскольку существующее на сегодня отчисление 75% прибыли в бюджет значительно уменьшает наши возможности, мы успели приобрести самое необходимое: летние речные пластиковые буи и светооптические устройства для буев. Освещение на воде способствует проводке судов в ночное время, поскольку в последние 2 года навигационная обстановка на р. Днепр была, в основном, несветящей. По мере финансовых возможностей, будет производиться замена изношенных буев на новые пластиковые согласно разработанных конструкций.

Какие законодательные директивы в сфере судоходства требуют доработки? Что мешает развитию отрасли?

Дмитрий Падакин: После проведения анализа Правил судоходства на ВВП и Европейских правил судоходства внутренними водными путями (ЕПСВВП), мы установили значительные расхождения между украинскими правилами и современными европейскими нормами безопасности плавания судов на ВВП.

Например, по европейским нормативам цвет плавучего ограждения судового хода со стороны левого берега должен быть зеленым, а в Украине — черный. На украинской части р. Дунай нами уже осуществлена расстановка плавучего СНО согласно европейским стандартам: буи ограждения суднового хода со стороны правого берега имеют красный цвет, со стороны левого — зеленый.

Мы разослали информацию о планируемых изменениях в навигационной обстановке и европейский стандарт «Сигнализация на внутренних водных путях» во все днепровские речные порты, а также известным судовладельцам («Нибулон», «Укрречфлот» и др.).

Учитывая все это, а также вновь появившуюся финансовую нагрузку на предприятие в виде содержания безопасности судоходства на ВВП Украины, Ваше отношение к снижению ставок портовых сборов, в т.ч. и маячного с 2018 года?

Дмитрий Падакин: На заседании парламентского комитета 6 сентября было одобрено решение о снижении ставок портовых сборов до 20%. Однако, мы считаем это решение нецелесообразным. Затраты предприятия увеличиваются в связи с содержанием СНО на внутренних речных судоходных путях Украины, и на 2018 год будут составлять 20%. Поэтому снижение ставки маячного сбора приведет к убыткам.

В связи с этим, мы настаиваем на сохранении действующей ставки и надеемся на приоритет безопасности над интересами бизнеса.


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги